30.11.2022 Изменения в порядке учета охотничьих ресурсов | |
Согласно п. 4.1.3. Порядка № 512 в закрепленных на основании долгосрочных лицензий охотничьих угодьях учет проводится совместно с уполномоченным органом. Согласно, п. 4.1.2 Порядка № 512, охотпользователи, действующие на основании охотхозяйственного соглашения (ОХС), проводят учет вроде бы самостоятельно. Но в тоже время п. 11 Порядка № 512 предусматривается, что учет также может осуществляться совместно с представителем уполномоченного органа. Предварительный письменный запрос об осуществлении учета совместно с представителем уполномоченного органа должен быть направлен охотпользователю, не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения запланированных полевых работ. В ответе Минприроды России (от 22.09.2022 № 29-45/37304) на наш запрос указано, что особенностью совместного учета является участие в нем двух учетчиков: представителя охотпользователя и представителя уполномоченного органа. Тем не менее, стоит уточнить в региональном уполномоченном органе, как там понимают «совместный учет». Желательно получить письменный ответ. Согласно п. 5. Порядка № 512, учет численности охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, осуществляется на основании научно-обоснованных методик, не являющихся нормативными правовыми актами, размещенными на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Ранее такие методики (ЗМУ, прогон, в местах концентраций, авиаучет) были размещены на официальном сайте Минприроды России в Разделе Методические документы от 25 ноября 2021 года и вызвали много споров. Еще раз обращаем внимание, что 16 ноября 2022 года на официальном сайте Минприроды России появились новые методики, имеющие отличия от размещенных в 2021 году, которые в настоящее время удалены с сайта. Анализ различий методик будет направлен позднее. Учет нелимитированных видов (п. 6.Порядка № 512) осуществляется на основании имеющихся научных подходов для отдельных видов или групп видов. Для них можно также использовать размещенные на сайте Минприроды России методики (например, для учета белки, колонка и т.д.). В порядке № 512 указано, что «в качестве научных подходов их учета допускается использование оценки их численности, основанной на изучении следов их жизнедеятельности, состояния кормовой базы…». По нашему мнению, это позволяет использовать экспертную оценку для оценки численности многих видов, специальные методики учета которых отсутствуют, либо не имеют механизма расчета численности на отдельное охотничье угодье. На сайте ФГБУ «ФНИЦ ОХОТА» в разделе «Материалы» размещена специальная анкета по оценке численности охотничьих ресурсов, которую можно использовать для оценки численности. В Пункте 8 Порядка № 512 указаны виды охотничьих ресурсов, учет которых осуществляется ежегодно: копытные животные — кабан, кабарга, косули, лось, благородный олень, муфлон, пятнистый олень, лань, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом; медведи; пушные животные — волк, шакал, лисица, рысь, росомаха, куницы, зайцы, сурки, соболь, харза; птицы — глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны. Остальные виды учитываются раз в три года. Важно! Пунктом 13.1. Порядка № 512 предусмотрено, что охотпользователь не менее чем за 30 календарных дней до осуществления учета численности охотничьих ресурсов обязан принять решение о применении одной или нескольких методик учета и (или) научных подходов учета, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящего Порядка, и сроках осуществления учета охотничьих ресурсов и уведомить уполномоченный орган о принятом решении. Срок начала полевых работ во всех размещенных методиках (в том числе ЗМУ) указан 15 января. Следовательно, если учетные работы планируются с этой даты, то 15 декабря нужно информировать уполномоченный орган. Нарушение 30-дневного срока может быть расценено как нарушение п. 12 статьи 36 Закона об охоте, который устанавливает требования к осуществлению учета охотничьих ресурсов, т.е. как нарушение обязательных требований. Согласно п. 13.3. Порядка № 512 охотпользователь обязан ежегодно предоставлять в уполномоченный орган материалы учета численности охотничьих ресурсов, содержащие данные о численности охотничьих ресурсов, предусмотренные применяемыми методиками учета и (или) научными подходами учета, в срок до 1 апреля. Что является «материалами учета численности»? Согласно п. 6. новой методики ЗМУ, при проведении ЗМУ на исследуемых территориях формируются материалы учета численности зверей и птиц, содержащие данные о численности зверей и птиц (далее – данные учета), которые включают: список учетных маршрутов, запланированных на исследуемой территории (Приложение 1 к методике), ведомости зимнего маршрутного учета (Приложение 2 к методике), ведомости расчета численности зверей и птиц на исследуемой территории (Приложения 7 и 8 к методике), схему исследуемой территории, подготовленную в электронном виде с нанесенными на нее схемами учетных маршрутов (пункты 8-16 методики), электронные файлы электронных треков с электронными файлами маршрутных точек с их расшифровкой (при применении спутниковых навигаторов при учете следов на маршрутах), материалы видеозаписи (при применении видеоаппаратуры при учете следов на маршруте). Пункт 37 новой методики ЗМУ предусматривает, что «Уполномоченный государственный орган до 15 апреля: проверяет комплектность данных учета, представленных с исследуемых территорий (объединенных исследуемых территорий) субъекта Российской Федерации, на соответствие пункту 6 методики. Далее указано, что «в случае отсутствия с объединенной исследуемой территории полного комплекта данных учета, предусмотренного пунктом 6 методики, показатели численности зверей по охотничьим угодьям, входящим в объединенную исследуемую территорию, не включаются в итоговую ведомость расчета численности зверей в субъекте Российской Федерации». Таким образом, новая методика ЗМУ требует представления полного комплекта документов, предусмотренного п.6. Поскольку методика ЗМУ не является нормативным правовым актом, Росохотрыболовсоюз готовит запрос в Минприроды России для разъяснения обязательности исполнения п. 37 методики ЗМУ. Данные о добыче представляются согласно п.п. 13.4, 13.5 Порядка № 512 соответственно: за период с 1 августа предыдущего года по 31 марта текущего года в срок до 10 апреля; с 1 августа предыдущего года по 31 июля текущего года в срок до 1 сентября. 1 сентября 2022 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 января 2022 г. № 49 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов …». Важно! В таблице «Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов» (Приложение 1) плотность населения вида охотничьих ресурсов измеряется на 1000 га площади охотничьих угодий (ранее в приказе № 965 было – на 1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов). Одновременно, несколько увеличились сами нормативы. Пример по лосю, при плотности «до 1», норматив стал 5% вместо 3%. Вместо градации «более 1 до 2 включительно» (норматив 5%), появилась градация «более 1 до 3 включительно» — норматив 8%. | |
|
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |
Читайте также:
Как получить охотничий билет и охотиться в Московской области |
Почему ряды енотов решили проредить: в чём виновен енот-полоскун? |
С середины октября в регионе открывается охота на енота-полоскуна, добыча которого не ограничивается числом добываемых зверьков.
С наступлением зимы волки начали выходить к домам жителей северных районов Архангельска |
За последние два года популяцию волков сократили на 600 особей, но по оценкам специалистов хищников в лесах региона — больше тысячи и это много. За добычу предусмотрено вознаграждение, но одно дело — деньги и охота, совсем другое — встретиться со зверем один на один.